на первый
заказ
Дипломная работа на тему: Время души в лирике Жуковского. Историческое время в поэзии Жуковского
Купить за 600 руб.Введение
О творчестве В. А. Жуковского на сегодняшний день написано немало научных работ, рассматривающих его с разных точек зрения и изучающих достаточно различные аспекты. Все исследователи безоговорочно подтверждают огромное значение творчества и всей просветительской деятельности этого поэта для развития русского романтизма и всей русской литературы в целом.Вот что писал о нем В. Г. Белинский: "Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда - не простое упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род".1
В. Г. Белинский был одним из первых известных русских критиков и исследователей, проанализировавших творчество В. А. Жуковского, утверждавшим, что именно Жуковский "привел в русскую поэзию романтизм <…> путем подражания и заимствования - единственно возможного пути для литературы, не имевшей <…> корня в общественной почве и истории своей страны".2
Позднее изучением творчества В. А. Жуковского занимались: А. Н. Веселовский, Г. А. Гуковский, В. В. Афанасьев, М. Бессараб, И. М. Семенко, В. И. Коровин, Р. В. Иезутитова, М. Янушевич и др.
Книга А. Н. Веселовского о В. А. Жуковском - это полное описание жизни и творчества поэта, анализ его лирики, определение круга образов, наиболее характерных для В. А. Жуковского. Ю. Манн утверждает, что А. Н. Веселовский "… открыл своей работой "Поэзия чувства и сердечного воображения" собственно поэтическое изучение русского романтизма в целом".3 Выводы, сделанные А. Н. Веселовским в ходе изучения творчества В. А. Жуковского: "Поэзия Жуковского - это поэзия сентиментальной карамзинской эпохи, прожившая на островах блаженных в ожидании будущего…".4 Биографизм признается А. Н. Веселовским одним из формообразующих моментов поэтики. "Так сложилась из форм сентиментализма и ранних опытов сердца уныло мечтательная, личная поэтика В. А. Жуковского",5 - пишет он.
Г. А. Гуковский однозначно считает В. А. Жуковского романтиком, в чьем творчестве романтизм "углубился в характер". Исследователь изучает стиль В. А. Жуковского, понимая под стилем широкий аспект элементов поэтики: и выбор предмета изображения, отношение к моментам действия, характер интроспекции. Гуковский считает: "Психологический романтизм Жуковского воспринимает весь мир через проблематику интроспекции".6
И Веселовский и Гуковский отмечают существование в лирике В. А. Жуковского слов-символов, знаков состояния души, "cliché" - как называет их А. Н. Веселовский.
И. ИМ. Семенко анализирует творчество В. А. Жуковского с точки зрения развития романтизма в целом в Европе. Она подчеркивает, что основной принцип романтической поэтики - это дуализм - безысходный конфликт либо внешнего мира и личности, это одна ветвь романтизма, либо внешнего и внутреннего мира, это вторая ветвь романтизма, т. е. философское двоемирие. В. А. Жуковского она причисляла, конечно, к представителям второй ветви.
Вот что пишет И. М. Семенко: "Идеей двоемирия проникнуты и элегии и баллады и песни Жуковского. Жуковский видит в образах природы присутствие тайной, мистической жизни, видит "душу", с которой может общаться его душа… От романтического образа, сокрытого под корой души, прямая линия ведет к Тютчеву".7
Работы В. В. Афанасьева, Б. Зайцева, М. Бессараб, Р. В. Иезуитовой включают в себя много биографического материала, раскрывающего не только душевные метания поэта, но и историческую обстановку того времени.
Е. А. Маймин изучает развитие романтизма в русской литературе и высоко оценивает значение творчества В. А. Жуковского и его влияние на творчество многих русских поэтов.
Ю. Манн в своей работе "Динамика русского романтизма" так говорит о дуализме В. А. Жуковского: "У Жуковского часть сталкивается с целым, а неподвижное - с движущимся. С одной стороны нечто дышащее, волнующее, т. е. живущее, с другой стороны длинная цепь актов, обступившая живую стихию, стремление ее поймать… и заковать в слово или определение".8
В. М. Жирмунский анализирует стихи В. А. Жуковского с точки зрения интонации, музылккальности, исследуя фонетику и лексику.
А. М. Гуревич восхищается поэтом как величайшим певцом русской природы.
Помогают определить характерные черты поэтики В. А. Жуковсокго, обозначить круг тем его лирики такие работы как "Романтизм Жуковского" С. Е. Шаталова; "О лирике" Л. Я. Гинзбург; "Учитель поэтов" Вл. Лазарева; "Портреты русских писателей" Ю. Айхенвальда.
Исходя из вышеперечисленного, следует сказать, что поэзия В. А. Жуковского как некая цельная система достаточно ярко представлена в литературоведении. Вместе с тем, отдельные ее элементы могут стать предметом специального анализа. В данной работе это категория времени.
Категория времени все чаще выдвигается на один из первых планов в литературоведческих исследованиях, что обусловлено настоятельно ощущаемой в последнее время потребностью "более глубокого изучения тех постоянных отношений и функций, которые обеспечивают специфику художественной (в частности, литературной) действительности".9
Теоретические исследования В. И. Чередниченко10 и Н. И. Джохадзе,11 рассматривает общие вопросы отражения категории времени в литературе на самых различных примерах, В. А. Жуковский в этой работе лишь упоминается в ряду других авторов.. Некоторым образом проблема времени в поэзии поэтов эпохи романтизма поднимается такими исследователями, как В. Ванслов12 Ю. В. Манн,13 В. Э. Вацуро14 в контексте общего направления поэтов-романтиков, в том числе и В. А. Жуковского. Вместе с тем, специального анализа творчества В. А. Жуковского в аспекте проблемы художественного времени этими исследователями также не проводится.
И. А. Поплавская15 и Т. Розанова16 применительно к творчеству В. А. Жуковского рассматривают отдельные категории, тесно соприкасающиеся с категорией времени - покоя и смерти, однако для выявления своеобразия художественного времени в поэзии В. А. Жуковского это все же лишь частные вопросы, на основе которых невозможно представить полную картину отражения времени в творчестве поэта.
Таким образом, актуальность и новизна нашей работы объясняются, во-первых, спецификой категории времени в литературе, как одной из самых плодотворных литературоведческих категорий и, во-вторых, отсутствием специальных работ по этой проблеме применительно к творчеству В. А. Жуковского.
Этими соображениями определяет цель дипломной работы, которая заключается в комплексном изучении особенностей художественного и исторического времени в поэтических произведениях В. А. Жуковского.
Для достижения поставленной цели перед автором дипломного сочинения были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности реализации художественного времени в поэзии В. А. Жуковского, выделив существующие временные оппозиции;
2) проанализировать личное время ("время души") в лирике В. А. Жуковского;
3) рассмотреть, как представлено в поэзии В. А. Жуковского историческое время.
Поставленными задачами определяется и структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и научно-справочного аппарата проведенного исследования.
Предметом исследования является поэзия В. А. Жуковского.
Объект исследования - литературная категория художественного времени.
В работе использовались историко-функциональный и структурно-семантический методы анализа.
Оглавление
- Введение ... 3- Время души в лирике Жуковского
- Историческое время в поэзии Жуковского
- Заключение . 43
- Примечания
- Библиография ..... 49
Заключение
Рассмотрев творчество В. Жуковского, можно выделить три основные временные оппозиции в его поэзии: "настоящее - будущее", "настоящее - прошлое" и "прошлое - будущее", причем последняя оппозиция предстает скорее в состоянии диалектического единения и взаимопроникновения."Настоящее - будущее" противопоставляются в рамках отчасти античной, но в большинстве своем христианской традиции: настоящему присуща эфемерность, суета, как итог - скорбь и несчастья; будущее воспринимается как неизбежная смерть, но, в противоположность настоящему - положительное явление, освобождающее от тягот земной жизни, сулящее вечность через воскресение и вечность через память. Интересно, что в вечности через память мы видим обращение Жуковского к прошлому, это своеобразное будущее через прошлое. Особенно ярко это единство прошлого и будущего проявилось в историческом времени Жуковского.
Вообще же прошлое и будущее выступают в Жуковского скорее не в оппозиции друг другу, а в сочетании взаимопроникающего единства, замыкающего круг жизни: из небытия приходит человек, в пакибытие уходит: из вечности в вечность. На наш взгляд, оппозицию "прошлое - будущее" в творчестве Жуковского следует рассматривать именно в таком контексте.
Что же касается оппозиции "настоящее - прошлое", то здесь характерен выбор поэтом прошлого как счастливого минувшего в противопоставлении трагичному и безысходному настоящего. Думается, это продиктовано исключительно личными мотивами в поэзии Жуковского, в частности, его несостоявшейся любви к Машеньке Протасовой.
Таким образом, каждое из трех времен - прошлое, настоящее, будущее - имеет у Жуковского ярко выраженное индивидуальное лицо. Прошлое рассматривается как средоточие духовных ценностей, будущее - как вечное, и только настоящее воспринимается, как правило, со знаком отрицания. Прошлому присуще счастье былое; будущему вечному - счастье будущее; и только настоящее - обитель скорби и несчастий, в чем и заключается - парадокс! - счастье настоящего. Следовательно, все времена Жуковского, несмотря на явную трагичность его творчества, подразумевают счастье, но не в бытовом понимании этого слова, а в более глубоком, диалектическом восприятии счастья не как радости, а как некоего состояния душевной удовлетворенности: воспоминанием радостных мгновений; покоем райского блаженства; терниями настоящего, через несчастья которого познается счастье. В этом и заключается тайна не безысходной печали, но светлой грусти творчества В. А. Жуковского.
Анализируя изображение В. А. Жуковским исторического времени, следует прежде всего подчеркнуть, что оно определяется, во-первых, интересом самого Жуковского к истории, во-вторых, его пониманием патриотизма, а в-третьих, концепцией романтизма, в связи с чем в произведениях поэта предстает, как правило, романтический ореол той или иной эпохи при несоблюдении конкретных исторических реалий. Надо сказать, что подобное обращение к минувшим эпохам вполне соответствует общей направленности эстетики романтизма. Поэта-романтика привлекают далекие, таинственные, романтизированные времена; все это отразилось и в поэзии В. А. Жуковского, особенно в выборе исторического времени для его баллад.
Этот романтический ореол в наибольшей степени характерен для баллад, однако он также присутствует в произведениях Жуковского, прославляющих родную историю.
Большое значение для творчества В. А. Жуковского имеет обращение к истории России на всем ее протяжении, в частности, к истокам "земли Русской", к мифославянскому наследию. При этом вкладываемая в произведение идея в изображении исторического времени для Жуковского гораздо важнее исторической достоверности. В результате получается сочетание искренности и правдивости поэта в выражении своих чувств к славной истории Отечества с романтизацией представленного исторического времени того или иного произведения.
Понимание своего патриотического долга В. А. Жуковским отразилось на переплетении исторического времени русского перевода "Одиссеи" и современных поэту политических реалий. Историческое время "Одиссеи" в переводе В. А. Жуковского тесно переплетается с современной ему картиной времени. Это было время революций, которые сам Жуковский искренне ненавидел, и противовес видел лишь в сохранении твердой, "патриархальной" руки самодержавия.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год